На территории России находятся разнообразные природно-климатические зоны, а потому развивались и разные системы экономического быта - от охотничье-промыслового хозяйства Севера до кочевого в степях и оазисно-земледельческого в полупустынях. Расселение народа сопровождалось освоением территорий. Основу экономического быта русских исстари составляло земледелие. Эта основная отрасль хозяйства развивалась по мере заселения различных территорий и в разных районах в зависимости от природных условий приобретала свои особенности. В дальнейшем успехам в земледелии сопутствовали развитие ремесла, горно-рудные поиски и создание крупной промышленности.
На облик русского эмигранта за границей большое влияние оказала потомственная русская аристократия. Многие из представителей подолгу жили в Европе и, сохраняя дух высокой национальной культуры, помогали эмигрировавшим из России соотечественникам, во многом способствуя сохранению ими душевного склада русского интеллигента.
Впечатляющей не столько по численности, сколько по значимости потерь для духовной жизни России стала эмиграция деятелей русской культуры. Наша страна потеряла крупных ученых, писателей, композиторов и других деятелей науки и искусства, а другие страны обогатились их трудолюбием, талантом, глубиной русской духовной культуры. Отмечая все эти потери, нельзя забывать и то, что благодаря русским эмигрантам-деятелям культуры за рубежом в настоящее время продолжают сохраняться лучшие русские национальные традиции, знание родного языка и любовь к нему, стремление сберечь и приумножить достижения национальной культуры.
Религиозная эмиграция из России в XIX-XX вв. в основном была непосредственно связана с отсутствием свободы совести в государстве. При существовании официальной государственной религии - православия - к эмиграции как форме социального протеста и способу сохранения своей идейной и нравственной позиции вынуждены были прибегнуть вначале представители различных сект. Массовый отъезд религиозных эмигрантов из России относится к концу 1890-х годов - 1910 г. После Октябрьской революции вторая волна религиозной эмиграции (1917 г.-конец 1920-х годов) возникла как форма советского остракизма: лишению родины по постановлению правительства подверглись православные священнослужители и огромное большинство тех, кто отказался сотрудничать с новой властью. Наименьшая из всех волн религиозной эмиграции (1970-1980-е годы) связана с движением инакомыслящих в бывшем СССР. В последние годы она практически сошла на нет.
Что касается трудовой (экономической) эмигранта, то она в отличие от политической всегда оставалась сравнительно пестрой в национальном отношении, поскольку касалась в первую очередь западных губерний Российской империи, где проживали русские, украинцы, белорусы, поляки, литовцы, евреи и т.д. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что, по данным статистики, несмотря на постоянный рост числа покидающих Россию навсегда, численность русских эмигрантов в трудовой эмиграции колебалась в пределах 7-10%, а число "возвращенцев" было наибольшим именно среди представителей русской национальности.
В российской политической эмиграции 1825-1985 гг. русские составляли всегда довольно значительную часть. В истории эмиграции этого типа четко выделяется главный рубеж- 1917 г. С восстания декабристов в 1825 г. и вплоть до февраля-марта 1917 г. (до свержения монархии) российская политическая эмиграция носила антицаристский характер. После Октябрьской революции политическая эмиграция из нашей страны, направленная против советского строя, стала по своему характеру антибольшевистской и антикоммунистической.
Некоторое исключение являет собой образование в XVIII-начале XIX в. так называемой Русской Америки - поселений на западном берегу США, возникших в связи с освоением и заселением полуострова Аляска. Но следует учесть, что до 1867 г. (до продажи полуострова Америке) появление переселенцев в этих землях может рассматриваться лишь как внутреннее переселение, отражавшее длительный процесс освоения земель на восток от Урала.
Подводя итоги истории складывания российской диаспоры за рубежом, можно сделать ряд выводов. Несомненно, что о выезжавших из России в ХШ-XVII вв. и в не столь отдаленном прошлом, в ХУШ-начале XIX в., т.е. о первых эмигрантах, можно сказать, что это были люди, решившие открыто выразить свое несогласие с политическими порядками, освященными официальной идеологией, с жизненными устоями в стране. Главной причиной выезда был, таким образом, конфликт между Личностью и Обществом. С другой стороны, русская диаспора с XVIII в. формировалась также за счет российской аристократии, длительно проживавшей в Европе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий